Kомпоненты, приборы, оборудование      
 |  Главная |  Каталог предприятий Украины |  Схемотехника |
 

Раздел на реконструкции, некоторые ссылки могут не работать!
  • Аудио
  • Безопасность
  • Бытовая электроника
  • Видео
  • Видеокамеры
  • Высоковольтные
  • Генераторы
  • Измерения
  • Интерфейсы
  • Коммутация
  • Компьютер
  • Медицина
  • Моделирование
  • Передатчики
  • Питание
  • Обработка данных
  • Предусилители
  • Радио

  • Веб-мастерам
    и писателям:
    Биржа статей. Продать - купить статью. Уникальные статьи: готовые и на заказ.


    Назад
       Цветной индикатор напряжения аккумулятора
       
       О.Н.Партала, г. Киев
       В ряде устройств напряжение на автомобильном аккумуляторе контролируется по числу светящихся светодиодов (обычно 5-6). Чем больше светодиодов светится, тем выше напряжение на аккумуляторе. Но в этом случае легко ошибиться, если не считать светящиеся светодиоды.
       В данном устройстве используется только один светодиод, но зато трехцветный. За счет включения одного, двух или всех трех светодиодов можно получить семь различных цветов (не считая черного) и по цвету свечения определить, насколько заряжен аккумулятор. Ошибка здесь исключена (если только пользователь не дальтоник).
       Схема прибора показана на рисунке. Собственно индикатор представляет собой аналого-цифровой преобразователь параллельного типа. Напряжение аккумулятора Uакк поступает в две цепи: на стабилизатор напряжения DA3 типа КР142 ЕН5А, который обеспечивает остальным цепям схемы напряжение +5 В и на делитель R1- R2, который делит напряжение аккумулятора в 3 раза. Это значит, что напряжение 14,4 В превращается в 4,8 В и последовательно все показано в табл.1.
       Разделенное на 3 раза напряжение поступает на минусовые входы 7 компараторов микросхем DA1, DA2. На плюсовые входы этих компараторов поступает напряжение со звеньев последовательного делителя напряжения на резисторах R3…R10. Сопротивления этих резисторов подобраны так, что стабилизированное напряжение +5 В с выхода DA3 превращается в ряд последовательных напряжений: между R3 и R4 - 4,8 В, между R4 и R5 - 4,66 В, между R5 и R6 - 4,53 В и далее по правой колонке табл.1.
       Таким образом, если напряжение на аккумуляторе ниже 12 В, то на выходах всех компараторов будут напряжения лог. "0". Далее, при напряжении от 12 до 12,4 В на выходе самого нижнего по схеме компаратора будет лог. "1", а на остальных - лог. "0". При последовательном подъеме напряжения логические "1" будут появляться на все большем числе компараторов, считая снизу. При напряжении более 14,4 В лог. "1" будут на всех выходах компараторов.
       Шифратор DD1 преобразует выходной код компараторов в трехразрядный двоичный код, как показано в табл.2.
       Если старший разряд двоичного кода с выхода DD1 (9-й вывод) подать на красный светодиод трехцветного светодиода HL1, средний разряд (7-й вывод) - на зеленый светодиод, а младший разряд (6 вывод) - на синий светодиод, то полученные комбинации показаны в 4-й колонке табл.2. Сразу бросается в глаза, что последовательность несколько не та, которая необходима. Необходимая последовательность переходов цвета от холодных к теплым показана в табл.3.
       Сравним последние две колонки в табл.3. Оказывается, два старших разряда необходимого кода точно повторяют два старших разряда исходного кода. А вот третий (младший) разряд нужно преобразовать: когда значения двух старших разрядов одинаковы, то младший разряд повторяет исходный код, а если неодинаковы, то значения младшего разряда - противоположные. Такая логика реализуется на двух элементах типа ИСКЛЮЧАЮЩЕЕ-ИЛИ микросхемы DD2. Нижний элемент этой микросхемы сравнивает значения двух старших разрядов: если они одинаковы - на его выходе будет лог. "0", если неодинаковы - лог. "1". Верхний элемент этой микросхемы работает как управляемый инвертор, если на его вывод 2 с нижнего элемента поступает лог. "0", то сигнал младшего разряда, поступающий на вывод 1 DD2, не инвертируется, а если поступает лог. "1" - инвертируется, что собственно и требовалось.
       На транзисторах VT1…VT3 собраны драйверы трех светодиодов комплекта HL1. Нужно обратить внимание на то, что прямое падение напряжения на красном светодиоде составляет порядка 2,5 В, а на зеленом и синем - до 4 В. Поэтому сопротивления в коллекторных цепях драйверов разные: R14 - 240 Ом, R15, R16 - по 100 Ом. При этом обеспечивается прямой ток в каждом светодиоде 10 мА. Чтобы его увеличить вдвое, нужно в 2 раза уменьшить коллекторные сопротивления. На рисунке показана схема включения для светодиодов с общим анодом. Для светодиодов с общим катодом нужно применять транзисторы другого типа проводимости (например, КТ361).
       Отечественная промышленность трехцветных светодиодов не выпускает, но их выпускают многие западные фирмы и их можно купить на рынке. Для справки приведены параметры трехцветных светодиодов фирмы HB Electronic Components в табл.4. Параметры, указанные в табл.4: l - длина волны; Uпр - прямое падение напряжения на светодиоде при токе 20 мА; Iv - яркость светодиода при токе 20 мА; q - угол рассеяния света.
       
       


     SVITEL © 2014  Мир электроники.  Admin  При перепечатке и цитировании активная гиперссылка на сайт обязательна. Rambler's Top100