Kомпоненты, приборы, оборудование      
 |  Главная |  Каталог предприятий Украины |  Схемотехника |
 

Раздел на реконструкции, некоторые ссылки могут не работать!
  • Аудио
  • Безопасность
  • Бытовая электроника
  • Видео
  • Видеокамеры
  • Высоковольтные
  • Генераторы
  • Измерения
  • Интерфейсы
  • Коммутация
  • Компьютер
  • Медицина
  • Моделирование
  • Передатчики
  • Питание
  • Обработка данных
  • Предусилители
  • Радио

  • Веб-мастерам
    и писателям:
    Биржа статей. Продать - купить статью. Уникальные статьи: готовые и на заказ.


    Назад
       Всемирная паутина INTERNET содержит огромное количество самой разнообразной информации, в том числе множество простых и сложных электронных схем. Но зачастую оказывается, что многие из них, в лучшем случае, далеки от совершенства, работают нестабильно или вообще не включаются
       
       Правим "Триггер" - схему управления нагнетающим компрессором
       
       Ведущий рубрики Н.П. Горейко
       Автору пришлось принять участие в одном из Инет-форумов, который заинтересовал краткостью и важностью (схема управления компрессором может быть источником опасности для людей!).
       "Зачинщик" форума дал эскиз контактов электроконтактного манометра (ЭКМ), показанного рис.1, и запрос на схему управления компрессором.
       Один из участников прислал схему (рис.2), в которой автор статьи исправил изображение одной контактной пары ЭКМ и удалил "лишние" контактные группы реле.
       Другой участник дал правильную схему (рис.3)!
       Затем была предложена схема на постоянном токе. Она (рис.4а) менее надёжна, чем предыдущая. При правильном монтаже и налаживании работает вполне нормально, но при нарушениях монтажа либо неправильной установке стрелок- порогов электроконтактного манометра схема "сойдёт с ума". Реле Р1 и Р2 своими размыкающими контактами не могут обесточить второе реле при замкнутом контакте ЭКМ! При заведомо аварийном замыкании обоих контактов ЭКМ (или аварии в кабеле) в данной схеме будут запитаны обе катушки реле Р1 и Р2 компрессор будет работать без останова, что может привести к взрыву ресивера. Вот так - схема может работать нормально, но её использование чревато большими неприятностями. На рис.4б автор приводит вариант этой же схемы, в котором разрыв питания обмотки "чужого" реле осуществляется в цепи "минуса" питания. Запуск контактами ЭКМ и цепи "подхвата" "своего" реле производятся в цепи "плюса" питания. После такой модернизации схема работает следующим образом:
       - низкое давление воздуха в ресивере приводит к замыканию контакта min манометра, запитывается обмотка К1, контакты К1.1 переводят реле К1 в режим "подхвата". Теперь контакт min не играет роли - К1 притянуто (К2 отключено) устойчиво. Контактом этого реле управляется пускатель в цепи питания двигателя компрессора. При работе компрессора и отборе воздуха давление может как возрастать, так и уменьшаться - состояние реле остается неизменным;
       - возрастание давления до предельной отметки приведёт к замыканию контактов max манометра. Это сразу же привело бы к "подхвату" реле К2, если бы "минус" был на правом выводе обмотки (но цепь минуса питания устойчиво разорвана контактом К1.2).
       Вот и результат! Такая схема сохраняет устойчивое состояние первой команды ЭКМ!
       Какая же схема более опасна?
       На рис.4а показана схема, которая нормально работает при нормальных условиях. При аварии в цепях ЭКМ (замыкании трёх клемм) оба реле притягиваются - компрессор переходит в режим непрерывной работы!
       На рис. 4б - схема, работающая неправильно! Схема отрабатывает от первого касания контакта ЭКМ и больше не реагирует на его показания. При аварийном замыкании всех клемм ЭКМ (или аварии в кабеле) схема всё равно не меняет своё состояние.
       По мнению автора, вторая схема, хоть она и не работает, покажет при опробовании свою неработоспособность и от неё откажутся. Схема (рис.4а) хороша при нормальных условиях, но очень опасна при длительном пользовании.
       Напомним незыблемый принцип проверки любых устройств после монтажа, ремонта или аварийной ситуации:
       - проверить пару циклов работы при ручном управлении;
       - затем несколько циклов в автоматическом режиме;
       - выключить;
       - через некоторое время включить в автоматическом режиме, проконтролировать несколько циклов по приборам;
       - проверить работоспособность ручного управления.
       Внимание! В монтаже возможны такие ошибки, которые могут не помешать одному циклу работы агрегата.
       Для управления погружными насосами водоснабжения подсобного хозяйства Ладыжинского ферментного завода автор использовал схему показанную на рис.5а. При низком давлении воды (схема управлялась давлением воды) контакт манометра "мало" запитывает обмотку реле К1, которое становится на "подхват" своими контактами К1.1. Вторая пара контактов этого реле К1.2 запитывает обмотку контактора КМ, мощные контакты которого подают 3-фазное питание на выбранный двигатель насоса. Последующие колебания давления не вызывают изменений в схеме, пока давление не увеличится до верхнего предела.
       Возросшее давление приводит к замыканию контакта манометра "много" - обмотка реле К2 запитывается (неважно, на 1 с или на час). Срабатывание реле К2 приводит к разрыву контактом К1.1 питания обмотки К1 - реле К1 мгновенно возвращается из состояния "подхват". Теперь КМ и двигатель обесточены. Конечно, реле К2 может вблизи верхнего порога давления несколько раз "дёрнуться" или быть некоторое время подтянутым - ситуация остаётся в норме (ведь первое срабатывание К2 привело к останову двигателя!).
       Если в процессе работы давление снова упадёт до нижнего предела, триггер перейдёт в режим "подхват" - начнётся новый цикл работы двигателя.
       Как поведёт себя схема при замыкании проводников, идущих от ЭКМ к блоку реле?
       1. При замкнутом хотя бы одном контакте ЭКМ реле К2 будет притянуто - мотор отключен.
       2. При отсутствии замыкания контакта ЭКМ мотор также будет отключен.
       Таким образом, схемы 2 и 3 - работоспособны.
       Схемы рис.5а и рис.5б - варианты управления трёх- и однофазным двигателями. В схеме рис.5б контакты, питающие двигатель, соединены в параллель (т.к. реле рассчитано на меньшие токи, чем пускатель).
       Находка. В схеме водоснабжения, учитывая удалённость установки от служб ремонта, автор применил дублирование электроконтактных манометров (рис.5в). Теоретически при надёжности одного манометра 0,9 два датчика будут иметь надёжность 0,99. Практически выигрыш намного больший:
       - ухудшение контакта "мало" на одном из манометров приведёт к большему снижению давления и срабатыванию контакта второго манометра. В процессе работы плохой контакт может возобновиться;
       - наличие на щитке двух одинаковых приборов, на шкалах которых нанесены одинаковые метки предельных давлений, позволяет даже неподготовленному работнику заметить неисправность одного из приборов и сообщить о нарушении режима работы.
       Важно. Для ослабления рывков стрелок ЭКМ необходимо подвести давление к каждому ЭКМ отдельным тонким капиляром. При таком монтаже исключено одномоментное забивание обоих капилляров "хламом".
       Случай из жизни. До прихода автора на башне водоснабжения были установлены электроды, которые прекрасно работали целую теплую зиму. Следующая зима была холодной: корка льда согнула электроды, водоснабжение управлялось вручную, по сигналу "перелив через трубу"! Авторская идея дублирования манометров тоже кое-кому казалась смешной! Через несколько лет появилась схема автоматики водоснабжения одного нового объекта, выполненная проектным институтом. В той схеме контакт "мало" одного ЭКМ включал насос, а контакт "много" второго ЭКМ - отключал! Было непонятно, почему "квалифицированные" проектанты использовали два датчика в таком неэффективном включении?!
       Более простую схему управления компрессором можно выполнить в "гаражных" условиях (см. рис.6). Для этого нужно:
       - изготовить датчик давления воздуха на базе гибкого шланга или автомобильного колеса (это же колесо может быть ресивером), иными словами - смоделировать упругий сифон промышленного реле давления;
       - закрепить два концевых выключателя таким образом, чтобы "малое" давление приводило к срабатыванию концевика S1, а "большое" давление - к срабатыванию концевика S2 (контроль - по обыкновенному манометру).
       Алгоритм работы схемы простой (положение контактов концевых выключателей показано в ненажатом положении - очень низкое давление):
       - в данный момент оба концевика проводят ток в цепь двигателя компрессора, пускатель КМ своими контактами стал в режим "подхват", двигатель компрессора работает;
       - при достижении давлением воздуха нижнего предела давления S1 срабатывает, но двигатель остаётся запитанным через контакты пускателя;
       - при достижении давлением воздуха верхнего предела давления (даже на долю секунды!) S2 срабатывает, ток в цепи прекращается, пускатель выходит из режима "подхват", двигатель прекращает работу;
       - когда в процессе работы давление воздуха станет ниже нижнего предела - начнётся новый цикл работы компрессора.
       
       


     SVITEL © 2014  Мир электроники.  Admin  При перепечатке и цитировании активная гиперссылка на сайт обязательна. Rambler's Top100