Kомпоненты, приборы, оборудование      
 |  Главная |  Каталог предприятий Украины |  Схемотехника |
 

Раздел на реконструкции, некоторые ссылки могут не работать!
  • Аудио
  • Безопасность
  • Бытовая электроника
  • Видео
  • Видеокамеры
  • Высоковольтные
  • Генераторы
  • Измерения
  • Интерфейсы
  • Коммутация
  • Компьютер
  • Медицина
  • Моделирование
  • Передатчики
  • Питание
  • Обработка данных
  • Предусилители
  • Радио

  • Веб-мастерам
    и писателям:
    Биржа статей. Продать - купить статью. Уникальные статьи: готовые и на заказ.


    Назад
       РЕЛЕ-РЕГУЛЯТОРЫ
      &nbВ журнале "За рулём" №1/1999 с.82...83, в рубрике "ЭКСПЕРТИЗА" "Приобретаем на рынке регулятор напряжения для ЖИГУЛЕЙ" приведены особенности некоторых реле-регуляторов (см. таблицу). Лучший контроль напряжения батареи осуществляется в регуляторах с клеммой "БАТ" (соединяется с клеммой "+" батареи). При этом в хороших схемах (№7 в таблице) как запасной вариант величина напряжения батареи контролируется по проводнику, идущему от замка зажигания. В менее проработанных схемах (№4) контроль напряжения производится исключительно по клемме "+" батареи. При неконтакте этого проводника батарея катастрофически перезаряжается! Если бы этой клеммы не было, имеющийся сигнал "разряд батареи" заставил бы водителя искать причину нарушения режима. Характерно, что ни один регулятор не выключается с остановкой двигателя,- бесполезное питание обмотки возбуждения продолжается! Для правильной работы схемы регулятора важно учитывать, что величина напряжения заряженной батареи зависит от: - температуры; - плотности электролита; - степени заряда. Температура батареи зависит от места установки (под капотом или снаружи) и условий подвода (отвода) внешнего тепла. На рис.8 показан примерный график зависимости нормального напряжения батареи от климата, сезона и места ее установки. Разброс напряжений довольно значителен. При этом такие "пустяки", как солнцезащитный козырёк (при наружной установке батареи) или несвоевременное утепление отсека двигателя могут резко нарушить "норму" напряжения! Всё же для умеренного климата при подкапотной установке батареи будем настраивать реле-регулятор на 14,2 В (летом - на 1 В ниже). Если в схеме нет температурной компенсации напряжения, можно настраивать реле на напряжение 13,8...14,2 В, обеспечивая "комфорт" батареи при подкапотной установке. Рассмотрим, как справляются с задачей поддержания стабильного напряжения батареи "таблеточные" регуляторы. Промышленность и кооперативы выпустили их огромное количество. На рис.9 показаны схемы Я112 (на 14 В) и Я120 (на 28 В). Крепятся такие регуляторы непосредственно на генераторе, поэтому их температура намного превышает температуру батареи - возможность обеспечения термокомпенсации бортового напряжения исключается! Обе схемы разработаны на одной базе, поэтому имеют и похожие недостатки: - конденсатор С2 обеспечивает ПОС (положительную обратную связь) по напряжению, а С1 - ООС (отрицательную ОС), иными словами, эти элементы выполняют противоположные функции. Тогда необходимо было один из них исключить из схемы: регулятор напряжения - это не УНЧ с низкими искажениями! - составной транзистор на выходе в принципе не может работать при малых напряжениях коллектора, поэтому при токах 2,5 .. 5 А находится в худшем тепловом режиме, чем германиевый транзистор "старинных" схем в режиме насыщения (вот где у "передовой" таблетки слабое место); - обе схемы построены как усилитель, поэтому процесс переключения транзисторов нечёткий (особенно для Я112). Собранная в маленьком корпусе плата с перегревом выходного транзистора крепится на раскалённом генераторе, в то время как старые схемы на германиевых транзисторах устанавливались вблизи батареи. Этот "заколдованный круг" советского конструирования необходимо разорвать. Убедившись в неправильной работе регулятора "таблеточного" типа на автомобиле Oltcit, я подал на него питание … через "свой" реле-регулятор. Напряжение пришло в норму, штатно работает и лампа "разряд батареи". Такой ход ремонта определился отсутствием электросхем (неисправный модуль я оставил на генераторе). На рис.10 показано расположение клемм Я112: О - общий проводник (корпус), Б - плюс батареи, В - выход генератора, Ш - выход реле на обмотку возбуждения. Модель Я112А содержит перемычку В-В (одноименные клеммы соединяют выход генератора и плюс батареи). Модернизировать схему Я112 проще всего согласно рис.11. Здесь выброшены конденсаторы и обеспечена ПОС по выходному напряжению регулятора, поэтому схема работает в ключевом - триггерном режиме. Схему необходимо установить возле батареи - улучшится её тепловой режим и точность поддержания напряжения на батарее (уязвимом элементе). Отношение сопротивлений R1 и R2 и параметры данного стабилитрона VD1 определяют величину бортового напряжения. Величина "ступеньки" регулирования определяется R4 (можно не подбирать). Лучшие по тепловому режиму транзисторного ключа результаты даёт схема, показанная на рис.12. Здесь транзистор VT2 совместно с ограничительным резистором R7 обеспечивает насыщение выходного ключа VT3. R3 обеспечивает закрывание выходного транзистора. При напряжении коллектора, равном долям вольта, VT3 не может ощутимо нагреваться. Всё же для транзистора в пластмассовом корпусе не помешает установка радиатора (отрезок алюминиевой шинки). R4 обеспечивает триггерный режим работы схемы. Данные схемы не обеспечивают термокомпенсацию напряжения, не отключают обмотку возбуждения при остановленном двигателе (см. начало статьи в РС 4/2006), но они содержат меньше элементов, лучше и долговечнее работают, чем Я112. Да и за рубежом пока применяется такое подключение "таблетки" (рис.13), в котором питание обмотки возбуждения снимается только … поворотом ключа зажигания. Обозначение клемм: - B - заряд батареи, - IG - от ключа зажигания, - S - контроль напряжения, - L - сигнальная лампа "заряд". Интересно, что за рубежом, в отличие от нас, контролируют процесс по сигнальной лампе "заряд", а не "разряд" (может быть потому, что они применяют в схемах включатель, а мы - выключатель?) (Продолжение следует)


     SVITEL © 2014  Мир электроники.  Admin  При перепечатке и цитировании активная гиперссылка на сайт обязательна. Rambler's Top100